Курс медитаций Випассана (мой опыт)



Несколько лет я держал в голове идею пройти курс медитаций Випассана — 10 дней молчания и погружения во внутренний мир. И вот, наконец, это произошло в Аргентине около городка Брандсен к югу от Буэнос Айреса.
Мой опыт был настолько интенсивным, что можно написать целую книгу. Я ведь без приключений не могу даже помедитировать 😄😄

Вкратце о правилах: подъём в 4 утра, затем целый день медитаций (10 часов). Тотальное молчание, никаких интоксикантов, развлечений для разума (включая чтение и писательство), нет физическим упражненям, контактам глазами, других техник медитации. Женщины и мужчины разделены, отсутствие мяса в рационе.

День 1. Ранний подъём, молчание и прочие лишения я принял с лёгкостью и не почувствовал дискомфорта — уже проходил подобное в джунглях Таиланда. Испытал меланхолию и приятные воспоминания.
Несмотря на это, первый день обернулся в катастрофу. Пытаясь урвать куски сна в перерывах между медитациями, я проспал время обеда. Затем разболелась голова. Ужин, составляющий пару фруктов да чай, не улучшил ситуацию. Пришлось терпеть. Человек есть то, что должно преодолеть.

День 2. Во время медитации всё, что нужно делать — это сфокусироваться на дыхании в области ноздрей. Вы даже не представляете насколько это сложно. Каждую секунду включается воображение и уносит тебя то в прошлое, то в будущее. Неудобное положение тела, боль в спине и ногах, постоянно что-то чешется. Бесконечные потоки мыслей. Не удавалось удержать концентрацию даже на пару минут. Появилась некоторая злость — как же так, я не управляю своим разумом, это он управляет мной!

День 3. Требовалось сфокусироваться на треугольной области между верхней губой и переносицей и наблюдать ощущения. Я понял, что нахожусь на верном пути и даже двигаюсь с опережением, ведь я уже их испытал накануне (давление, тепло, покалывание). В течение дня мне удалось расширить область ощущений по всему лицу.
Также я принял решение подключить дисциплину — не позволял себе больше спать в перерывах, во время приёма пищи не наедался полностью, а заполнял желудок примерно на 3/4. Когда звучал гонг — первым шёл на медитации, а уходил последним.

День 4. Задача была — сузить область концентрации до точки, что находится во впадине между губой и носом. Несмотря на неусидчивость и непрерывную боль в теле, удалось развить ощущение (давление, сверление).

Важный момент философии Випассана — ты слушаешь своё тело, наблюдаешь за происходящим без вмешательства, не придавая эмоциональной окраски. В противном случае возникают привязки («attachments») — ты начинаешь желать или избегать чувства, придавать им вес и значение. Что не имеет смысла в силу их непостоянства. Каждую секунду всё течёт и меняется, ощущения возникают и исчезают, будучи разными.

День 5. Требовалось планомерно двигать фокус от головы к ногам, наблюдая за происходящим на поверхности тела. Проще всего оказалось с руками и ногами — бурные ощущения (подобные я испытывал раньше после оргазма 😄). Полагаю, мне помог также мой багаж психоделического опыта с растениями, когда немного расшатываешь «точку сборки» и можешь испытывать вещи за гранью привычного восприятия.

Вообще, Випассана открыла для меня новый мир — я стал ощущать своё тело, любить его. Все эти годы я будто жил без тела.

День 6. Проходил сознанием с ног до головы, с головы до ног. Боль в спине стала невыносимой. Я обратился к менеджеру курса с просьбой сесть у стены, и здесь произошёл ключевой момент. Парень мне посоветовал не делать этого, а постараться абстрагироваться от боли. И мне удалось. Всякий раз когда боль становилась невыносимой, если ты решаешь не сдаваться, а продержаться несколько секунд дольше, у тебя получается и ты понимаешь, что это не предел, и что вообще нет пределов — они существуют только в голове. Мне удалось перестать сопротивляться боли. Вечером после медитаций я испытал настоящее освобождение, легкость и эйфорию.

День 7. Я нашёл правильное положение спины и плечей, причём не по наличию-отсутствию боли, а по ощущению тепла, протекающего по спине. Я осознал, что жил с неправильной осанкой и даже понял в какой момент жизни я искривился.
Пока остальные продолжали водить фокус с ног до головы, я добился непрерывных ощущений по всей поверхности тела и углубился под кожу — внутрь.
На вечерней медитации я испытал огонь по всему телу, затем оно начало исчезать. Последовал щелчок в спине и я вошёл в состояние полного Спокойствия, поток мыслей остановился. Необыкновенное состояние!
В конце дня можно задавать вопросы учителю, и я тут же пошёл спросить что произошло. Она назвала это состояние «bhanga», предупредила, что нужно быть осторожным и не задерживаться там дольше 5-10 минут. Сказала также, что в ближайшее дни начнут вылезать комплексы.

Ну ок, ладно. Обычное дело.

День 8.
Ночью я вошёл в состояние сна, когда моё тело спало, а сознание бодрствовало. Оно не вело активность, а как стражник мониторило звуки и ощущения. У меня бывали ранее осознанные сновидения, но это состояние совершенно иное — снов нет, воображение выключено, глаза не видят образов.

Весь последующий день я старался войти в эту самую бхангу, но у меня никак не получалось. Я начал желать этого состояния, чего делать не стоило.

День 9. Рано утром в первые же минуты медитации я вошёл в бхангу. Через 10 минут, следуя совету, вышел из неё. А что дальше? Ощущений в теле нет — оно как бы испарилось. Медитация продолжается. В итоге через несколько минут меня снова кидает в бхангу. Я снова выхожу из состояния, стараюсь сопротивляться, но меня всё равно тянет обратно.
Я начал открывать глаза, шевелиться — бханга не уходит. В перерывах между медитациями стало заметно, что если ходить медленно, то я как бы всё ещё подключен к бханге! Мои ощущения обострились, я чувствовал звуки, даже очень далекие. Зрение улучшилось. Помните фильм «Области тьмы»? Вот и я будто таблетку скушал. Полная осознанность.
Проходив весь день в бханге, я заволновался — как всё же выходить из неё?
Перед сном обратился к учителю — она отправила меня пить чай с сендвичами. Затем мне удалось заснуть.

День 10.  Не мог сидеть долго на медитациях, выходил наружу, гулял. Появилась сложность с пониманием дыхания. Оно разделилось — тело дышало само по себе, очень тихо и спокойно, но когда разум фокусировался на дыхании, он навязывал свою манеру дыхания. Меня отправили на кухню мыть тарелки, чтобы занять моё сознание активностью.
Когда курс закончился, мне любезно предложили остаться ещё на несколько дней.

День 11-13 Я стал «servidor» — волонтёр, помогающий с работой и подготовкой к следующему курсу. Медитации только 3 часа в день. В теле в области живота и сердца то и дело появлялись чувства — тяжесть, уплотненность, боль. Я понял, что это мои страхи и волнения, в глубине которых лежат комплексы. Фокусируясь на ощущениях, я уходил сознанием в прошлое к моментам, которые повлекли комплексы. Обозревал. Неприятные области постепенно рассасывались. Тяжело сказать насколько я стал другим человеком теперь. Несомненно сделался более осознанным, здоровым и мудрым. Это был самый мощный опыт из всех на моём пути. Сильнее любого психоделика (а пробовал я многое — от мескалина до мухоморов).
Нужно время, чтобы переварить опыт и двигаться дальше, продолжать работать над собой.

Касательно бханги — я слишком разогнался. Обычно у студентов занимает несколько курсов, чтобы поймать это состояние. Для меня же всё сложилось удачно, я шёл к этому на протяжении нескольких лет и был подготовлен — опыт в джунглях, Камино де Сантьяго, жизнь в непрерывном путешествии (не имею тяжелых мыслей и проблем, связанных с неприятной работой, рутиной).

Всё натурально, это не секта, ни за что не нужно платить, лишь прислушиваться к себе, чувственному опыту. Эта техника — наследие Гаутамы Будды. Через обозрение себя он пришел к просветлению.

Центры Випассаны существуют по всему миру.  Найти центр и подать заявку на участие можно тут: dhamma.org

Всем добра и счастья!



Добавить комментарий